Пять стратегий поведения в конфликте

Пять стратегий поведения в конфликте

Даже в самых теплых и доверительных отношениях возникают разногласия и конфликтные ситуации, потому что все мы разные, у каждого свои вкусы, желания, привычки и потребности. И когда интересы сторон не совпадают, в игру вступает конфликт. И каждая из сторон выбирает привычную стратегию поведения, скорее всего даже не задумываясь, подходит данная тактика к конкретной ситуации или нет.

Есть люди, которые считают, что в хороших отношениях конфликты недопустимы и любые разногласия только портят взаимоотношения. Хотя с другой стороны именно столкновение интересов и разность во взглядах может стать хорошим ресурсом для развития как отдельно взятой личности, так и отношений в целом. Главное научиться конструктивно выходить из конфликта применяя тактику, наиболее подходящую к конкретной ситуации.

В психологии выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте.

1 Уступчивость
2 Избегание (уход)
3 Компромисс
4 Принуждение
5 Сотрудничество

На картинке хорошо видно взаимосвязь между выбором стратегии и степенью внимания к своим интересам и интересам партнера.

Давайте более подробно рассмотрим каждый пункт.

1. Уступчивость

При таком способе ведения конфликта партнер жертвует своими интересами в пользу другого ради сохранения мира в семье. Такая стратегия присуща людям с низкой самооценкой, которые считают свои желания не такими уж и важными. Приоритет получают хорошие взаимоотношения в ущерб собственным целям.

Такое ведение конфликта хорошо в том случае, когда разногласия незначительные или партнер не готов к конструктивному диалогу на данный момент времени, тогда уступчивость сохранит теплоту в отношениях и способствует выходу из конфликта.

Но когда конфликт касается серьезных тем, где задеваются чувства участников, применение такого подхода ведет к тому, что важные спорные моменты не обсуждаются и конфликт продолжает оставаться не разрешенным. У стороны, которая все время уступает, накапливаются обиды, появляются недоверие, раздражение и разочарования, что в дальнейшем приводит к потере уважения и непониманию.

2. Избегание или уход

Очень часто встречающаяся стратегия поведения, при которой одна конфликтующая сторона не заинтересована в обсуждении вопроса, пытается отложить переговоры на неопределенный срок, не отстаивает свою точку зрения и не считается с интересами другой стороны.

Для этой тактики характерны:

— Игнорирование фактов
— Отрицание существования конфликта
— Демонстративный уход из-за нежелания вести диалог
— Пассивность и отсутствие ответственности
— Низкий интерес к взаимоотношениям

Такую тактику можно применять, когда конфликт не имеет особой важности и значимости, не задевает чувств и не влияет на развитие личности, например, если вы спорите и не можете решить какой канал смотреть по телевизору, можно уйти в соседнюю комнату и почитать книгу. Если вы настроены на продолжительные отношения и конфликт серьезный, то такая тактика не подойдет, так как уход от проблемы не решает саму проблему, а только способствует ее увеличению и с каждым уходом разрешить конфликт становится сложнее.

Многие применяют такую тактику поведения для наказания партнера, что бы тот подумал и изменил свое отношение к произошедшему конфликту. Но такое действие не разрешит конфликт, а наоборот может усложнить его дополнительными негативными эмоциями.

indigoshop.ru

3. Компромисс

Вполне себе приемлемый уровень разрешения конфликтов, где каждая из сторон в чем-то выигрывает, но при этом что-то теряет. В данной стратегии и собственные интересы, и интересы партнера одинаковые по значимости. Ведение переговоров при компромиссе похожи на торги. Каждый участник пытается найти такую комбинацию, которая устраивала бы обоих, но при этом сохраняется желание, урвать для себя кусок побольше. Полностью решить проблему с помощью компромисса невозможно, потому что каждый из участников полностью не чувствует удовлетворения. Это как промежуточная фаза при выходе из конфликтной ситуации, а не полное исчерпание самого конфликта.

4. Принуждение

В этой позиции человек стремиться выйти победителем из конфликтной ситуации отстаивая только свои интересы и не считаясь с мнением и интересами другой стороны. Такой тактике присущи напористость, властность, контроль всего, что происходит, нежелание слушать точку зрения партнера, полная уверенность в своей правоте и правильности действий. Возможно, такая тактика может быть полезной для акул бизнеса, где нужно бороться за хорошее место под солнцем. Так как мы говорим про взаимоотношения в паре, то такое поведение недопустимо. Длительные взаимоотношения возможны только тогда, когда учитываются интересы всех участников, и присутствует уважение к жизненному опыту, взглядам и ценностям другой стороны.

5. Сотрудничество

Высшим пилотажем поведения в конфликте является сотрудничество. При выборе этой стратегии спорщики стремятся к полному удовлетворению и своих потребностей и потребностей партнера. Это одновременно очень мудрая и взрослая позиция и с другой стороны самая сложная, так как прийти к такому уровню договоренностей, что бы были в плюсе обе стороны, задача не из легких. Данная стратегия направлена на решение проблемы, вызывающей конфликтную ситуацию, а не на сам конфликт. Это самый конструктивный план по нахождению решения, так как конфликтующие стороны являются партнерами за столом переговоров, а не противниками и соперниками.

Характерные признаки стратегии сотрудничества:

— сбор информации о возникновении проблемы
— открытое обсуждение и готовность к разногласиям
— высказывается и принимается конструктивная критика (не путать с взаимными обвинениями) Чем критика отличается от обвинения можно прочитать тут.
— направленность на решение проблемы и выход из конфликта, а так же на не повторение данной проблемы в будущем.

Помните, что конфликт это естественное взаимодействия двух разных людей, которое помогает (при конструктивном подходе) узнать друг друга, стать ближе, достигнуть взаимопонимания и длительных гармоничных отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *